Профессия кадровик: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать
Профессия кадровика, также известного как специалист по персоналу или HR-специалист является одной из ключевых в организации. Кадровик отвечает за управление персоналом компании, обеспечивая эффективную работу команды, поддерживая соответствие деятельности сотрудников бизнес-целям и заботясь о развитии и удовлетворенности персонала.
Важной функцией кадровика является забота о трудовых отношениях и конфликтах внутри организации. Он разрабатывает политику компании в области трудовых отношений, следит за соблюдением законодательства и анализирует уровень удовлетворенности сотрудников. Это позволяет предотвращать возможные проблемы и создавать благоприятную рабочую атмосферу, взаимодействие между сотрудниками.
Задачи кадровика:
- найм и подбор персонала. Разработка вакансий, размещение объявлений о вакансиях, проведение собеседований и отбор подходящих кандидатов для компании;
- адаптация новых сотрудников. Проведение интеграционных программ для новых сотрудников, ознакомление с политикой и процедурами компании;
- управление трудовыми отношениями. Обработка документации, связанной с приемом, увольнением, переводами и другими аспектами управления персоналом;
- оплата труда и компенсации. Выплата заработной платы, расчет бонусов, компенсаций, а также следование за соблюдением законодательства о рабочих условиях;
- обучение и развитие. Планирование и организация обучающих программ для сотрудников, а также помощь в развитии карьеры внутри компании;
- управление производительностью. Оценка производительности сотрудников, организация оценочных собеседований и поддержание мотивации персонала;
- разрешение конфликтов. Расследование конфликтных ситуаций и принятие мер для их урегулирования;
- планирование и анализ кадровых потребностей. Прогнозирование потребностей компании в персонале и разработка стратегий для их выполнения;
- соответствие законодательству. Соблюдение всех применимых законов и нормативов в сфере трудовых отношений и персонала.
Этапы развития карьеры
Развитие карьеры кадровика можно условно поделить на 4 этапа:
- Подготовительный. Получение образование, прохождение стажировки;
- Начало карьеры. Начало карьеры в роли HR-специалиста — работа с обязанностями, связанными с наймом, адаптацией новых сотрудников, ведением документации и другими HR-процессами;
- Продвижение. Возможность управлять командой HR-специалистов и принимать стратегические решения по управлению персоналом;
- Руководящая должность. Руководство HR-отделом — ответственность за весь HR-подразделение в компании. Участие в разработке и реализации стратегии компании в области управления персоналом.
Средние зарплаты у кадровиков
Зарплата кадровика может варьироваться в зависимости от опыта работы, уровня образования, местоположения и прочих факторов. Средний уровень дохода составляет порядка 44 тыс. рублей.
Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по кадровому делопроизводству по всей России:
- от 30 000 руб. 2 494
- от 50 000 руб. 1 333
- от 75 000 руб. 463
- от 95 000 руб. 161
- от 120 000 руб. 68
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 45 000 руб. 477
- от 65 000 руб. 347
- от 85 000 руб. 130
- от 105 000 руб. 40
- от 125 000 руб. 19
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
- от 45 000 руб. 184
- от 55 000 руб. 129
- от 65 000 руб. 86
- от 80 000 руб. 29
- от 90 000 руб. 17
Обязанности и необходимые навыки
К основным можно отнести:
- коммуникация. Умение эффективно общаться с различными людьми: сотрудники, кандидаты, руководство компании и внешние стейкхолдеры;
- организационные навыки. Умение планировать и организовывать рабочие процессы, ведение документации и соблюдение сроков;
- аналитические навыки. Способность анализировать данные, делать выводы и принимать обоснованные решения на основе полученной информации;
- навыки управления проектами. Умение управлять проектами и задачами в рамках HR-отдела, осуществлять планирование и контроль;
- знание законодательства. Понимание трудового законодательства и других нормативных актов, которые регулируют трудовые отношения;
- технические навыки. Уверенное использование компьютера и программного обеспечения, таких как Microsoft Office, HR-системы и базы данных;
- профессиональное знание. Понимание основных принципов управления персоналом, процессов найма, обучения, развития и других аспектов HR;
- доверие и конфиденциальность. Кадровику доверяют важные данные о сотрудниках, поэтому важно обеспечивать конфиденциальность информации;
- эмпатия. Способность понимать потребности и ожидания сотрудников, проявлять понимание и сопереживание;
- ответственность. Готовность нести ответственность за принимаемые решения и результаты работы HR-отдела;
- командное сотрудничество. Умение работать в команде, сотрудничать с коллегами и руководством компании;
- адаптивность. Готовность к изменениям, умение адаптироваться к новым условиям и ситуациям;
- уверенность. Важно иметь уверенность в своих действиях и принимать решения в сложных ситуациях;
- инициативность. Способность проявлять инициативу и предлагать улучшения в работе HR-отдела;
- культурная компетентность. Умение работать с разнообразными культурами и сотрудниками из различных стран и культурных сред.
Плюсы
Основные из них:
- возможность работать с людьми и влиять на их профессиональное развитие;
- разнообразные задачи и возможность участвовать в различных проектах;
- гибкие карьерные перспективы и возможность роста в организации;
- участие в процессе формирования команды и нахождения лучших кандидатов;
- полезные навыки в области управления персоналом, которые могут быть применены в различных сферах.
Минусы
Основные из них:
- необходимость решения конфликтов и сложных ситуаций среди сотрудников;
- высокая ответственность за принятие решений, влияющих на персонал и компанию в целом;
- постоянная необходимость быть в курсе изменений законодательства в области трудовых отношений;
- возможность сталкиваться с неприятными ситуациями при увольнении или сокращении персонала;
- работа с большим объемом данных и документации, требующей точности и внимательности.
Как освоить профессию с нуля
Для начала проведите исследование и познакомьтесь с основными обязанностями, ролями и функциями кадровика. Получите соответствующее образование, можно пройти онлайн-курсы. Попробуйте устроиться в какую-либо компанию на стажировку, чтобы получить опыт.
Где обучиться
Университеты: ГУУ, национальный исследовательский университет, Сибирский федеральный и другие. Дополнительно можно пройти обучение через онлайн-школы.
В России существует множество образовательных учреждений и курсов, где можно получить образование и навыки, необходимые для работы с кадровым делопроизводством (специалистом по управлению персоналом). Обучение кадровиков включает в себя изучение трудового законодательства, управление персоналом, документацию, психологию труда и другие важные аспекты работы с сотрудниками. Вот несколько основных вариантов, где можно получить образование и квалификацию кадровика:
1. Высшие учебные заведения (Университеты и Академии)
- Государственный университет управления (ГУУ), Москва: Один из ведущих вузов России в области управления, который предлагает программы бакалавриата и магистратуры по управлению персоналом.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС): Предлагает программы по управлению человеческими ресурсами, в том числе специализированные программы для кадровиков.
- Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова: В рамках факультета психологии и социологии есть программы, связанные с управлением персоналом и трудовыми отношениями.
- Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ): Программы по менеджменту и управлению персоналом на экономическом и социологическом факультетах.
2. Колледжи и техникумы
- Колледж при Академии труда и социальных отношений, Москва: Предлагает программы среднего профессионального образования по специальностям, связанным с управлением персоналом и делопроизводством.
- Колледж менеджмента и экономики, Москва: Программы для подготовки специалистов среднего звена в области управления персоналом.
3. Школы бизнеса и профессиональные курсы
- Московская школа управления Сколково: Предлагает краткосрочные курсы и программы повышения квалификации для кадровиков и HR-специалистов.
- Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ): Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области управления персоналом.
- Международная академия бизнес-образования (МАБО): Курсы повышения квалификации и переподготовки для кадровиков.
4. Онлайн-курсы и дистанционное обучение
- Skillbox: Онлайн-курсы по управлению персоналом и работе кадровика, включая обучение трудовому законодательству, документообороту и рекрутингу.
- Coursera: Онлайн-платформа с курсами по управлению персоналом от ведущих мировых университетов, некоторые из которых доступны с русскоязычным интерфейсом.
- Udemy: Платформа предлагает различные курсы по HR и кадровому делу, доступные для изучения в удобное время.
5. Специализированные образовательные центры
- Школа кадровика «Кадровик-практик»: Специализируется на обучении кадровиков с акцентом на практическое применение знаний, включая работу с трудовыми договорами, кадровым документооборотом и трудовыми спорами.
- Центр «Бизнес и кадры»: Образовательные программы и курсы для кадровиков, включая программы повышения квалификации и подготовки специалистов с нуля.
6. Повышение квалификации и дополнительное образование
- Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы (ИДПО РСС): Программы повышения квалификации для кадровиков и специалистов по управлению персоналом.
- Академия HR: Специализированные курсы для повышения квалификации кадровиков, включая последние изменения в трудовом законодательстве и современные HR-практики.
7. Корпоративное обучение
- Многие крупные компании проводят внутренние обучающие программы для своих сотрудников в сфере управления персоналом. Это может быть полезно для тех, кто уже работает в компании и хочет развиваться в области кадрового дела.
Гдe работать по профессии?
Рекрутинговые агентства, компании, собственный бизнес, государственные учреждения.
ТОП-10 курсов по кадровому делопроизводству в 2024 году
- «Кадровое делопроизводство» от Eduson Academy — это онлайн-курс, который предназначен для тех, кто только начинает свой путь в этой сфере.
- На сайте Международной школы профессий можно пройти онлайн-курс по кадровому делопроизводству. В программе курса есть возможность живого общения с преподавателем, а также гибкий график занятий
- На курсе «Кадровое делопроизводство с нуля» в Контур.Школе вы получите навыки работы с большим количеством информации, а также экспертную поддержку.
- От Русской школы управления вы можете получить практический опыт в области управления персоналом, пройдя курс «Специалист по кадрам». В его программу входит актуальная программа, а также бесплатный доступ к бесплатному пробному занятию. Кроме того, вы можете получить диплом о прохождении курса.
- Контур.Школа предлагает пройти курс повышения квалификации по теме «Организация кадрового делопроизводства для специалиста кадровой службы». Это является наиболее эффективным способом повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в области кадрового делоправия.
- «Онлайн-курс по кадрам» от Irs.academy представляет собой краткую и интенсивную программу обучения для работников кадрового агентства.
- Учебный курс «Управление персоналом и кадровое делопроизводство» от Контур.Школы является одним из лучших с персональной поддержкой преподавателей.
- Руководитель службы кадров от Русской школы управления представляет собой курс с несколькими видео-уроками.
- «Управление персоналом. В Контур.Школе можно пройти курс по теме «Кадровое делопроизводство и охрана труда» с выдачей диплома о профессиональной переподготовке.
- Курс «Руководитель отдела кадров» от МИПО представляет собой дистанционный формат обучения.
Онлайн-курсы кадрового делопроизводства от Школа Профессий
Обучение на специальной платформе под постоянным руководством куратора. Ученики выполняют домашние задания, участвуют в онлайн конференции и создают собственное портфолио для презентации своих работ заказчику.
Программа курса:
- Нормативная документация;
- Учет кадров;
- Трудовой договор;
- Изменения в трудовом договоре;
- Регулировка рабочего времени.
На кого рассчитан курс: для начинающих и опытных кадровых работников, которые хотят совершенствовать свои навыки и знания.
Формат обучения: 3 недели обучения по 2 занятия в неделю. Изучение теории, выполнение практических заданий, которые проверяет куратор курса.
Какие навыки будут получены при прохождении: прием и учет кадров, работа с договорами, составление штатного расписания, изменение трудового договора, регулирование рабочих процессов и времени.
Стоимость обучения: 8 200 рублей.
Как организовать кадровый документооборот и HR‑систему от Контур Школа
Обучение подходит для новичков и опытных кадровых работников, которые хотят совершенствовать свои навыки и знания. Обучение проходит на специальной платформе под руководством куратора курса.
Программа курса:
- Организация кадровой работы;
- Время отдыха;
- Оформление на работу;
- Увольнение сотрудников;
- Оплата труда;
- Вопросы кадрового делопроизводства;
- Управление сотрудниками;
- Итоговое занятие.
На кого рассчитан курс: для руководителей структурного подразделения, для директоров по персоналу и начальников отдела кадров.
Формат обучения: обучение по видеоматериалам с выполнением практических заданий и итоговой работой, которую проверяет куратор курса.
Какие навыки будут получены при прохождении: контроль правильности заполнения документации, управление сотрудниками, документооборот и установка оптимального режима работы.
Стоимость обучения: 29000 рублей.
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.
О других профессиях:
- Гештальт-психология
- Affiliate-менеджер
- Специалист по госзакупкам
- NLP-специалист (инженер)
- Рилсмейкер
- Парикмахер
- Аналитик продаж
- Кинорежиссер
- Дизайнер Интерьера
- Регрессолог
- Лешмейкер
- Дирижер
- Зеро-кодер (No code)
- Сторисмейкер
- Блоггер
- Арт Менеджер
- Педагог
- Оратор
- Кадровик
- Конструктор Одежды
- Финансовый Аналитик
- Диджитал Маркетолог
- Скетчер
- Менеджер HR
- Видеограф
- Художник Иллюстратор
- Стилист Имиджмейкер
- Инвестиционный аналитик
- VFX Дизайнер
- Авитолог
- CG Художник
- PR-менеджер
- Профессия 3D Визуализатор
- Профессия Управление Персоналом
- Профессия Дизайнер Одежды
- Профессия Спортивный Менеджер
- Профессия строитель
- Профессия Ретушер
- Профессия интервьюер
- Профессия Флорист
- Профессия финансист
- Профессия Звукорежиссер
- Профессия Битмейкер
- Профессия Ландшафтный Дизайнер
- Профессия Event Менеджер
- Профессия UX Дизайнер
- Профессия Фотограф
- Профессия Видеомонтажер
- Профессия визажист
- Должностная инструкция и обязанности SMM-менеджера (специалиста)