Агрегатор полезных IT сервисов

Цели SMART: 10 примеров

11.06
12
0

Технология «умного» целеполагания была разработана еще в 1965 году, но свою популярность получила в 80-х гг. прошлого столетия. Она хороша тем, что применима как для построения личных планов, так и для решения бизнес-задач. Кроме того, использование данного метода создает надежную базу для достижения необходимого результата.

Что такое SMART-цели

SMART ― это англоязычная аббревиатура, каждая буква в которой обозначает один из критериев оценки задачи.Метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определённость по срокам.

Specific ― конкретный

Цели по SMART должны быть ясными. Это значит, что в их формулировку закладывается результат, которого нужно достичь, что помогает определить направление движения. Поставить такую цель можно, ответив на ряд вопросов.

  1. Какой нужен результат?
  2. Кто вовлечен в достижение намеченных планов?
  3. Существуют ли дополнительные условия или ограничения, которые важно учитывать?

Ставя задачи, помните важное правило: один результат ― одна цель. Если нужно добиться улучшений в разных сферах, стоит разделить задачу на отдельные этапы.

Пример конкретной цели: «Выпустить новый вид продукции», «Выйти на рынок СНГ», «Увеличить продажи товара».

Measurable ― измеримый

Здесь речь идет о числах и процентах, при получении которых цель можно считать достигнутой. Чтобы установить критерий измеримости, ответьте на следующие вопросы.

  1. Какой показатель будет свидетельствовать о том, что задача выполнена?
  2. Каким должно быть значение выбранного показателя.

Пример измеримой цели: «Выпустить 1 новый вид продукции», «Выйти на рынок 5 стран СНГ», «Увеличить продажи товара на 20%».

Attainable ― достижимый 

SMART-подход требует установки амбициозных, но выполнимых планов. Чтобы понять, соответствует ли ваша цель данному критерию, ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие нужны ресурсы для решения задачи (деньги, время, трудовые резервы и так далее)?
  2. Есть ли у вас нужное количество ресурсов?
  3. Какие ограничения существуют на пути к достижению цели (отсутствие опыта, управленческих полномочий у исполнителя и прочее)?
  4. Что может помочь в достижении цели?

Если поставленная задача окажется невыполнимой, то мотивация ответственного будет сведена к нулю, а то и вовсе станет причиной невроза.

Пример достижимой цели: «Выпустить 1 новый вид продукции на базе имеющейся производственной линии».

Relevant ― значимый

В этой части стоит вспомнить о бизнес-стратегии. Цель, поставленная по технологии SMART, не должна противоречить общей миссии. Чтобы оценить значимость задачи и ее актуальность, ответьте на следующие вопросы.

  1. Какую пользу принесет достижение этой цели?
  2. Противоречит ли данная задача другим?

Если окажется, что цель конфликтует со стратегией или ее достижение не принесет ощутимой пользы, такие планы можно считать пустой тратой времени и ресурсов.

Пример значимой цели: «Выпустить 1 новый вид продукции на базе имеющейся производственной линии, чтобы привлечь дополнительный сегмент потребителей».

Time bound ― ограниченный во времени

Цель должна иметь ограничения во времени, тогда процесс ее достижения станет контролируемым. Сроки могут быть определены как конкретная дата («к 1 января 2025») или как точный интервал («за 1 год»). При установке временного отрезка не забывайте о сохранении критерия достижимости.

Чтобы наметить ограничение во времени, ответьте на следующие вопросы.

  1. Как быстро результат будет достигнут при имеющихся ресурсах?
  2. Какой крайний срок для решения стоящей задачи?

Пример цели, ограниченной во времени: «Выпустить к январю 2022 года 1 новый вид продукции на базе имеющейся производственной линии, чтобы привлечь дополнительный сегмент потребителей».

Преимущества и недостатки SMART-целей

В менеджменте нет универсальных решений, которые были бы в равной степени хороши для всех ниш и ситуаций. Каждый метод планирования и контроля имеет свои достоинства и слабые места. Чтобы понять, подходит ли в вашем случае технология SMART-целей, стоит внимательно изучить ее плюсы и минусы.

Преимущества 

Используя данную методику, можно повысить производительность, так как в самой формулировке содержится подсказка о направлении движения, а  прогресс можно легко контролировать. Кроме этого, SMART-цели имеют целый ряд других неоспоримых достоинств.

  1. Легкость декомпозиции. При необходимости цель можно разбить на несколько подзадач.
  2. Практичность. С помощью технологии SMART разработать четкий план действий для всей компании не составит труда.
  3. Доступность. Для использования метода не требуется специальных знаний или сложных вычислений.

SMART-цели хорошо мотивируют, так как уже в процессе постановки ясна конкретная польза от достижения намеченных планов. Наличие дедлайна и четких измеримых показателей служит дополнительной профилактикой прокрастинации и халатного отношения к производственным задачам.

Недостатки

Есть у технологии  и отдельные минусы, о которых стоит помнить при постановке задач.

  1. Невозможность учесть влияние внешних факторов. К примеру, вы поставили цель заключить контракт с 5 зарубежными дистрибьюторами к 2025 году. Она соответствует всем критериям SMART, но все равно может оказаться недостигнутой по причине особенностей геополитики или мирового финансового кризиса.
  2. Недостаточная гибкость. Технология не учитывает возможное изменение приоритетов. Поэтому иногда стоит пересматривать актуальность и значимость поставленных целей SMART, при необходимости устанавливать новые.
  3. Исключение более рациональных решений. Точная постановка целей позволяет быстрее их достигать, но иногда это становится причиной некоторой шаблонности действий. SMART-цели способны зашорить взгляд исполнителя и тот не увидит лучшего способа получения искомого результата.

Данная методика также не принимает в расчет человеческий фактор, но чаще всего ошибки в постановке задач связаны с нереалистичной оценкой возможных сроков и необходимых ресурсов.

В каких случаях от SMART лучше отказаться

Методика не подходит для долгосрочного планирования. С ее помощью невозможно ставить цели на 5, 10 и 20 лет вперед, так как за этот срок может многое измениться, и задача станет просто неактуальной.

От технологии SMART лучше отказаться, если на результат влияет большое количество разнообразных факторов. Данная методика теряет актуальность, например, в бизнесе по организации маркетинговых мероприятий, где многое завязано не только на работе команды, но и на надежности десятков подрядчиков, наличии спроса на дорогостоящее event-продвижение.

Рекомендации по достижению целей SMART

Методика принесет максимум пользы, если вы будете следовать простым советам.

  1. Записывайте поставленные цели.
  2. Разбивайте задачи на промежуточные этапы и подзадачи.
  3. Назначайте ответственных за результат и выполнение намеченных планов.
  4. Регулярно отслеживайте прогресс.
  5. Оставайтесь гибким и проверяйте актуальность цели, ищите новые подходы к ее реализации.

Путь к намеченному результату может оказаться сложным и не самым приятным, но если вы будете ориентироваться на ожидаемый итог, мотивация сохранится на высоком уровне, что также играет большую роль в общем успехе.

10 примеров SMART-целей для бизнеса

Чтобы принципы применения технологии было проще усвоить, ознакомьтесь с задачами, которые поставили себе ТОП-менеджеры ведущих компаний.

  1. Выплатить долг 5 000 долларов в течение 18 месяцев.
  2. Увеличить органический трафик на 10% за 3 месяца.
  3. Провести 5 вебинаров для заказчиков в третьем квартале года.
  4. На 30% увеличить количество новых отзывов от клиентов.
  5. В течение полугода внедрить систему автоматизации в процесс обработки лидов.
  6. К концу года увеличить долю рынка до 15%.
  7. Связываться каждый рабочий день с 5 инфлюенсерами.
  8. До конца года сократить отток клиентов на 25%.
  9. К августу увеличить оффлайн-трафик на 10%.
  10. Прибавить 30 000 евро к выручке во втором квартале.

Для наглядности обратите внимание на примеры тех целей, которые не отвечают требованиям SMART.

  1. Разработать курс по подготовке клиентских презентаций.
  2. Отвечать на поступающие запросы как можно быстрее.
  3. Обеспечить конкурентные преимущества компании.

Как видите, у этих целей нет критериев, которые помогут понять, что задача выполнена. Нет и  временных ограничений, поэтому процесс может быть растянут на несколько лет. Еще один важный аспект ― цели имеют слишком обобщенную формулировку и в них не указано направления для дальнейшего движения.

Итог

Резюмируя все сказанное выше, стоит вспомнить, что SMART ― это технология постановки целей для краткосрочного планирования. Задачи, сформулированные по этой методике, должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени. Используя технологию SMART-целей, можно обеспечить быстрое достижение результата, снизить риск прокрастинации и халатного отношения ответственных лиц. Для получения максимальной эффективности задачи нужно разбивать на этапы, записывать, а прогресс регулярно контролировать. Однако важно помнить, что SMART-цели не являются абсолютной гарантией успеха и иногда, напротив, вредны, так как ограничивают поле зрения исполнителей.

Комментарии (0)
Войдите чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лучшие сервисы
Ahrefs
Нет рейтинга
Roistat
Нет рейтинга