Что такое A/B-тестирование и как его проводить
Чтобы преуспеть, а преуспев, не потерять достигнутое, нужно постоянно совершенствоваться. Однако не каждая новая блестящая идея приносит прибыль. Нередко то, что казалось многообещающим разработчикам, не вызывает интереса у клиентов. Боле того, наличие ошибочных идей – неотъемлемая часть поиска новых направлений развития. Но вкладывать деньги в неэффективные идеи неразумно. Поэтому перед внедрением сначала нужно отобрать наиболее жизнеспособные, для чего и проводится А/В-тестирование.
Суть метода
Суть А/В- тестирования заключается в сравнении двух вариантов, групп элементов с разными наборами данных. Цель очевидна – выбор лучшего решения. К примеру, вносятся изменения в меню сайта или изменяется местоположение рекламного банера, затем производится сравнение конверсии до изменения и после.
Метод чрезвычайно прост, тогда почему о нем так много говорят!? Дело в том, что он позволяет узнать свою аудиторию лучше, понять ее потребности, а не просто выбрать наилучшее место для банера или меню. Кроме того, такое исследование доступно всем, оно не требует значительных расходов. Его можно провести самостоятельно, не привлекая профессиональных маркетологов. При этом можно оценить реакцию аудитории на мельчайшие детали сайта, письма, опросника или другого исследуемого продукта. Для этого нужно провести серию тестов, т.е. эффективность каждого вызывающего сомнения элемента необходимо оценивать в ходе самостоятельного исследования.
В конечном итоге правильно проведенное А/В-тестирование позволяет нарастить число клиентов и повысить прибыль за счет повышения эффективности работы компании и более качественного и полного удовлетворения потребностей покупателей/читателей/заказчиков.
Способы проведения
Выбор метода зависит от объекта тестирования. Оценка элементов юзабилити с помощью А/В-тестирования может проводиться только в случае, если у сайта стабильный трафик, проработанная структура, и осталось отшлифовать детали. Если сайт только набирает вес, на нем проводится много изменений, исследование не будет показательным.
Кроме того, финансовая отдача не будет заметной. По большому счету для пользователей не так важно, какого цвета шрифт используется для начертания пунктов меню и других элементов. Поэтому вебмастера чаще всего применяют методику для оценки рекламной продукции. Делать это можно, сравнивая результаты до и после или с применением специализированных сервисов. Рассмотрим наиболее популярные способы.
Google Analytics или Яндекс. Метрика
Для оценки эффективности таргетированной рекламы, размещаемой на сайтах, предусмотрены специальные сервисы поисковиков. У каждой поисковой системы свой, у Гугл Analytics, у Яндекса Метрика. Оба оказывают услуги на бесплатной основе. У обоих есть подробнейшая инструкция, как использовать предлагаемые инструменты.
Встроенный функционал площадок-партнеров
Большинство сервисов почтовых рассылок предоставляют возможность проведения тестирования 2-х вариантов рекламных продуктов. Если отправлять письма с бесплатного почтового сервера, можно отследить немногие параметры: переход по ссылке на сайт и совершение покупки (если поручить продавцу в офлайн опрашивать покупателей). Сервисы дают качественную полноценную связь: сколько пользователей открыло письмо, сколько прочло, сколько отправило в спам или, напротив, перешло по ссылке.
При использовании конструкторов лендингов также чаще всего предоставляется услуга тестирования двух вариантов для выбора наиболее удачного. Как почтовые сервисы, так и конструкторы предлагают услугу бесплатно, в рамках пакета.
Автоматизированные сервисы
Есть и специализированные площадки, предназначенные исключительно для проведении А/В-тестирования. Их довольно много, есть бесплатные и платные. Последние предлагают больше возможностей, но если опыта проведения данного типа тестов подручными или условно бесплатными средствами нет, но приобретать абонемент нет смысла. Так как знаний все равно не хватит для использования потенциала.
Среди бесплатных площадок популярностью пользуется Realroi.ru
Здесь в режиме онлайн можно оценить варианты оформления сайтов и отдельных посадочных страниц.
Среди платных — Оptimizely.com
Это зарубежная площадка, язык интерфейса английский. Но попробовать возможности можно бесплатно, есть тестовый период. А интерфейс интуитивно понятный, поэтому базового английского в сочетании с возможностями переводчика от Гугл будет вполне достаточно для оценки целесообразности использования сервиса для своих нужд.
Типичные ошибки при проведении А/Б тестирования
Успех тестирования на 90% зависит от качества подготовки к нему и общего уровня подготовленности того, кто проводит исследование. Для получения корректного результата нужно хорошо знать как исследуемую тематику, так и маркетинг. Неопытные вебмастера часто видят результат там, где его нет, обращая слишком пристальное внимание на малозначительные детали, и не видят разницы там, где она есть. В последнем случае причиной часто является неправильная настройка метрики или низкая ее чувствительность. Избежать этих ошибок поможет наработка опыта.
Отказываться про проведения А/В-тестирования из-за недостатка знаний неправильно. Потому что получить достоверную информацию о качестве идеи или гипотезы можно только в ходе тостов. Их не может заменить мнение экспертов или умозрительные размышления опытных специалистов.